«Учительживет, пока он учится. Когда он перестает учиться, в нем умирает учитель».
Великий русский педагог К. Д.Ушинский
Сказанное почти полтора векатому назад сегодня чрезвычайно актуально. Педагог, полагающий, что с получениемдиплома его образование завершено, специалист, который живет только знаниями,приобретенными в вузе, никогда не станет подлинным мастером в своем деле. К.Д. Ушинскийпрозорливо заметил: «Учитель не может уподобляться верстовому столбу, которыйсам неподвижно стоит на месте и лишь указывает дорогу другим».
Педагог сегодня не имеетэтического права образовывать и воспитывать других, если он постоянно несамообразовывается.
Бесспорно, личный опыт,собственная инициатива, углубление (по мере увеличения стажа работы) впедагогические и психологические знания, многократная апробация методическихприемов, — все это способствует становлению профессионала. Но обогащает нетолько свой, пусть и богатый, опыт. Специалист становится настоящим мастером,если он наблюдает, изучает и творчески осваивает передовой опыт коллег. Такбыло и раньше, но сегодня это — обязательное требование к методической работекаждого педагога, занимающегося профессиональной подготовкой молодежи.
Содержаниеметодической работы
•
Обобщение и распространение педагогическогоопыта:
- заседания педагогических советов;
- заседания НМС;
- открытые уроки, мастер-классы;
- участие в работе научно-практических конференций преподавателей;
- работа в рамках ЦМК;
- индивидуальные консультации.
•
Внедрение инновационных форм и методов обучения:
- овладение новыми технологиями, формами, методами обучения;
- апробация и внедрение инновационных технологий.
• Комплексное обеспечение учебного процесса:
- разработка комплексного учебно-методического обеспеченияобразовательного процесса;
- создание единой методической базы образовательного процесса.
• Повышение квалификации и творческого потенциалапедагогических кадров:
- курсы повышения квалификации;
- школы педагогического мастерства;
- стажировки на предприятиях;
- научно-практические конференции;
- методические семинары;
- конкурсы профессионального мастерства;
- самообразование.
Основные направления мониторинга качестваобразования:
• качество реализации образовательного процесса;
• уровень квалификации и профессионального мастерства педагогическогоперсонала;
• уровень оснащенности образовательного процесса;
• качество результатов образования.
Формы реализацииметодической работы
Методические мероприятия (семинары, мастер – классы,конференции)
Деятельность МО
Деятельностьэкспертных и творческих групп
Организацияпрофессиональных конкурсов
Организация работыс научными и научно-методическими изданиями
Организация работыс материалами, размещенными в виртуальном методическом кабинете
Обобщение и распространение инновационногопедагогического опыта
Презентация инновационного проекта
Вебинары
Мастер-классы
Круглые столы
Конференция (научно-практическая, студенческая СНС, Интернет-конференция)
Фестивали (тематические)
Семинары-практикумы
Аукцион идей
Методические выставки (представление методических опыта и разработок)
Педагогические мастерские
Сборники лучшего опыта;
Неделя по профессии«Делопроизводитель»
Абилимпикс
Чемпионат « Абилимпикс » - 2023 стартовал в семирегионах России.
Участники чемпионатапрофессионального мастерства «Абилимпикс»2019г. - Миронова Л., Корнишин А., Зубкова
Курсы, удостоверения оповышении квалификации
Разделы методической копилки :
1. Перечень методических разработок педагогическихработников.
2. Рабочие программы ( содержит рабочие программык учебно-методическому комплексу, элективным курсам и т.д.) .
3. Методическиерекомендации (структурированнаяинформация, определяющая порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы,проведения занятия, мероприятия).
4. Методическиеразработки (разработки конкретных уроков, серии уроков,разработки тем программы, разработки авторской методики преподавания дисциплин,разработки общей методики преподавания дисциплин, разработки форм,методов, средств обучения и воспитания разработки, связанные с изменением МТусловий преподавания дисциплин, опыт педагогической деятельности, дидактическийматериал, наглядные пособия и т.д.)
5. Методические пособия ( помимо теоретического материала содержитпланы и конспекты уроков, а также дидактический материал в виде иллюстраций,таблиц, диаграмм, рисунков и т.п. ) .
6. Справочные таблицы ипамятки (короткие наставления, руководство поизучению темы, раздела и т.п.).
7. Разработки внеурочныхмероприятий ( разработки в видесценариев композиций, спектаклей, игр, викторин по дисциплинам) .
Метод«Фишбоун»
Одним из методических приемов, который можно использовать вгруппах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как«Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышленияучащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема —установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа ивлияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительнометод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решатьпроблемы.
В основе Фишбоуна— схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграммашироко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который иизобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоунпредставляет собой графическое изображение, позволяющее нагляднопродемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий,явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.
· организовать работу участников в парах или группах;
· развивать критическое мышление;
· визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
· ранжировать факторы по степени их значимости.
С помощью схемыможно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этомвозникают каждый раз новые идеи. Эффективным будет ее применение во времяМозгового штурма.
Схема Фишбоунможет быть составлена заранее. С применением технических средств ее можносделать в цвете. При их отсутствии используется обычный ватман либо ежедневныйинструмент учителя — цветной мел.
В зависимости отвозрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметьгоризонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун форма схемы не меняет,поэтому особо не имеет значения. Для младшего школьного возраста подойдет болееестественная форма рыбы — горизонтальная. По завершению ее заполнения вместе сребятами можно изобразить фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобызолотая рыбка и в дальнейшем помогала решить любую жизненную проблему.
Схема включает всебя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних инижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
· Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
· Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной формесхемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируютсяосновные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
· Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающиеналичие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
· Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Прием Фишбоунпредполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решенияосновной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими,точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.
Схема Фишбоунможет быть использована в качестве отдельно применяемого методического приемадля анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока.Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизациизнаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученныепонятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей иотношений между ее элементами.
Так, учащимсяпредлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схемаФишбоун для систематизации этого материала. Работу по заполнению схемы можнопроводить в индивидуальной или групповой форме. Важным этапом применениятехнологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Онадолжна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причини следствий. Иногда при заполнении схемы учащиеся сталкиваются с тем, что причинобсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Этовозникает вследствие того, что предположений и в жизни всегда больше, чемподтверждающих фактов. А потому некоторые нижние косточки могут так и остатьсянезаполненными. Далее в ходе урока учитель самостоятельно определяет действия —предлагает либо и далее исследовать проблему, либо попытаться определить еерешение.
Овладевтехнологией Фишбоун, учитель может с успехом ее применять на любом уроке.Наиболее популярной она является среди учителей-филологов либо историков. Этапурока с применением метода Фишбоун приобретает исследовательский характер.
· Индивидуальнаяработа . Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и передкаждым ставится цель — заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут.Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемына доске.
· Работа вгруппах . Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходитиндивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема Фишбоун заполняется наоснове мнений групп.
https://infourok.ru/user/erohina-irina-aleksandrovna
«Инфоурок» - крупнейший образовательный интернет-проект в России,который ежедневно посещают более 2 000000 человек.
Создание сайта NNovgorod3D.ru